Век новейших технологий объединил нас в единое MEDIA – пространство. Практически у каждого профессионального театра есть свой сайт – информационная страничка в Интернете, куда может заглянуть любой пользователь глобальной «паутины». Чувашский государственный театр кукол постоянную прописку в Интернете (адрес театра: www.puppet.culture21.ru) получил в конце 2004 года. Первая новостийная публикация появилась 5 марта 2005 года.
Сайт знакомит пользователей с историей театра, актерами, репертуарными спектаклями. Раздел «новости» информирует о наиболее важных событиях в творческой жизни коллектива: премьеры театральных постановок, юбилейные вечера, бенефисы, фестивальные, гастрольные поездки.
Нарушим устоявшийся порядок и в теме последних «горячих» новостей затронем иной аспект деятельности театра: более будничный, но заслуживающий не меньшего внимания. Предлагаю заглянуть в мастерские театра. В бутафорских цехах идет работа по созданию материальной части спектакля «Звездный мальчик» О.Уайльда. Премьера спектакля запланирована на 12 апреля.
У актерского состава работа только начинается. Режиссер-постановщик спектакля – засл.артист Чувашской Республики Юрий Филиппов распределил роли, актеры приступили к читке и застольным репетициям. Репетируют параллельно две бригады: одна готовит спектакль на чувашском языке, другая – на русском.
В цехах – напротив, работа над спектаклем идет в полном разгаре. Светлана Зверева, художник-постановщик спектакля, и Елена Белоусова, зав. художественно-постановочным цехом, грамотно координируют работу, определяя первоочередные задачи, чтобы цех не простаивал без дела и не возникло отставания от графика выпуска спектакля. Весь многоступенчатый цикл работы поэтапно расписан, буквально, по дням: декорации изготовить к такому-то числу, куклы – к такому и т.д. Работа по графику в театре кукол успешно практикуется и помогает цехам укладываться в сроки выпуска спектакля без дополнительного сверхурочного времени.
В спектакле «Звездный мальчик» будут задействованы куклы-марионетки. «Марионетка» – сложный вид сценической куклы, требующая особого мастерства, как в создании ее конструкции, так и в актерской игре на сцене. Вспомним недалекое прошлое театра. В современной истории Чувашского театра кукол марионетку на сцену вернул выпускник ЛГИТМиКа Юрий Филиппов, художественный руководитель театра. Ленинградская, сейчас Санкт-Петербургская, школа подготовки актеров театра кукол всегда была сильна техникой кукловождения. В списке режиссерских работ Ю.М.Филиппова несколько спектаклей, поставленных с куклами-марионетками: «Два клена» (1997), «Дикие лебеди» (1999), «Сон в летнюю ночь» (2007), «Лопоухий Илюк» (2008).
Куклы в спектакле «Звездный мальчик», как и в предыдущем спектакле с «марионетками» «Лопоухий Илюк», создаются по новой технологии, рожденной в бутафорских цехах театра. Традиционное дерево заменено в них пластиком. Это своего рода «ноу хау» театра, своя разработка. Пластик – мягкий материал, похожий на пластилин, удобен и прост в работе. Здесь можно добиваться более пластичных, выразительных форм, чем с деревянной фактурой. После придания формы пластик подвергается обжигу при определенной температуре. Затем части будущей куклы собираются конструктором в единое целое. Бутафоры одевают ее в сценический костюм строго по эскизу. Художник-постановщик расписывает кукле лицо, создавая тем самым образ сказочного персонажа, и кукла готова. Кукла из пластика внешне схожа с фарфоровой: так же изящна, легка, однако фарфор хрупок, а пластик прочен. Пока конструктор кукол не закрепит к головной части красавицы вагу (механизм с несколькими нитями, управляющий куклой-марионеткой), она больше напоминает эксклюзивную авторскую работу для музея, нежели сценический рабочий инструмент актера.
В спектакле 13 кукольных персонажей. С 3 марта конструктор приступил к их сборке. Часть кукол уже собрана, дальше – работа бутафоров. Когда все куклы будут готовы, их радушно примут в свои руки актеры, чтобы продолжить с ними репетиции на сцене. С этого времени у кукол начнется сценическая жизнь. Хочется верить, что наши театральные куклы, создаваемые заботливыми руками умелых мастериц-бутафоров и конструктора кукол, оживляемые волшебными руками артистов-кукловодов, искренне радуют юных зрителей, учат думать, сопереживать, дают им правильные понятия об истинной красоте и любви, доброте и порядочности, честности и справедливости и обо всем хорошем, что есть в мудрой, поучительной сказке. В этом и есть предназначение искусства театра кукол.
Руководитель литературно-драматургической части Любовь Вдовцева