В Чебоксарах продолжается VII Гастрольный фестиваль театров кукол Поволжья «Карусель сказок», в рамках которого 26-27 октября 2011 года в Чувашском государственном театре кукол проходил семинар – практикум по федеральному проекту «Терапия театральным искусством».
В обширной программе фестиваля 27 октября выдался, пожалуй, наиболее ярким по масштабности и разнообразию событий: фестивальные просмотры спектаклей, театральный ринг, бенефис Надежды Алферовой.
В третий день «Карусели сказок» на сценических площадках театра кукол и ДК Тракторостроителей юные горожане чувашской столицы знакомились со спектаклями Волгоградского и Тульского театров кукол.
Главной ареной фестивальных мероприятий этого дня вновь стал репетиционный зал Чувашского театра кукол, превращенный на эти дни в импровизированную уютную гостиную. Здесь, во второй день работы семинара-практикума по проекту Минкультуры России «Терапия театральным искусством», в 15 часов стартовал театральный ринг новый формат, представлявший собой сочетание традиционной пресс-конференции и мастер-класса.
В первый день работы семинара его участники, отсматривая выступления Волгоградского, Набережночелнинского и Чувашского театров кукол в реабилитационных центрах Новочебоксарска и Чебоксары, на дому в семье, воспитывающей ребенка – инвалида, в театре кукол, наблюдали, как на практике реализуется терапия сказкой. Поэтому основная полемика, развернувшаяся на театральном ринге, шла в одном тематическом русле: какими должны быть спектакли для детей с особенными потребностями (так называют их в европейских государствах), что дают этим детям социальные проекты, придуманные кукольниками.
Проблема интегрирования детей с ограниченными возможностями в социосреду сегодня актуальна, об этом много говорят и пишут. Неравнодушны к этой проблеме и театры кукол, имеющие прямое отношение к воспитанию подрастающего поколения.
Каждый участник театрального ринга высказывал свое мнение. Народный артист России Станислав Железкин предложил вовлекать особых детей в театральное действо, чтобы они были внутри сказочного сюжета, а также использовать домашние предметы в качестве необходимого реквизита спектакля.
Театральный критик Нияз Игламов указал на то, что при создании спектакля для подобной аудитории, надо обязательно продумывать драматургию, нельзя забывать о художественном уровне спектакля, критик подчеркнул, что нужен плотный контакт с социальными службами.
Директор социального центра из литовского г.Утена Раса Слесорюнене сказала об уникальности проекта «К тебе сказка в дом пришла», подобного в Литве еще нет. Гостья из Литвы, где очень учтиво относятся к детям-инвалидам, сказала о корректности в общении с такими детьми и их интеграции: нельзя выделять ребенка его недугом.
Социальный педагог из Новочебоксарского реабилитационного центра Галина Гребнякова рассказала о физических особенностях ее подопечных: кто-то плохо видит, но имеет идеальный слух, у кого-то не двигаются ноги, но великолепная моторика рук… «При создании спектакля для детей с ограниченными возможностями необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и делать адресные постановки» – заметила она.
Наталья Рязанцева, директор Тульского театра кукол, «загоревшаяся» идеей создания аналогичного проекта, высказала пожелания, чтобы социальные педагоги работали и с артистами, которых надо научить чувствовать ребенка, вести с ним взаимопонимающий диалог.
Директор Воронежского театра кукол «Шут» Владимир Сафонов, следивший в skype за ходом бурных дебатов по монитору своего компьютера в рабочем кабинете высказал свое мнение: «Актеры должны иметь огромный душевный запас. Если такие актеры работают, то успех делу обеспечен».
Ведущий театрального ринга, художественный руководитель Чувашского театра кукол Юрий Филиппов провел мастер-класс на примере работы творческих групп театра по социальным проектам 2009-2010 годов. Режиссер трех постановок, созданных в рамках проектов, и актер-исполнитель в моноспектакле «Наивный Суслик» он принимал непосредственное участие в их практической реализации. Юрий Филиппов отметил такой важный момент работы с такими детьми, как импровизация. Для этого актер должен быть соответствующего уровня мастерства, иначе душевный контакт с ребенком может не состояться.
Театральный ринг прошел в живом доверительном диалоге его участников: руководителей девяти российских театров кукол и директора литовского из г.Паневежис, работников социальных учреждений Чувашии и Литвы, театрального критика и местной прессы. Говорили о наболевшем; предлагали, что хотелось бы увидеть; обсуждали, что увидели, отмечая положительные моменты, и то, что еще требует доработки.
Подводя итоги семинара, директор Чувашского театра кукол заслуженный работник культуры Чувашской Республики Елизавета Абрамова, автор трех социальных проектов, поддержанных грантами Минкультуры России сказала: «Мы собрались не для того, чтобы показать, какие мы молодцы, а для того, чтобы учиться друг у друга, чтобы в дальнейшем нашу благую работу выстроить в систему».
Руководитель литературно-драматургической части Любовь Вдовцева.