28 мая 2009 года исполнится 100 лет со дня рождения Фаяльской Феодосии Захаровны – актрисы, стоящей у истоков образования Чувашского театра кукол. Она была в «золотой» плеяде актеров, о которых мы – сегодняшнее поколение – почтительно, трепетно говорим: «Они были первыми».
Феодосия Захаровна родилась в п.Ибреси в семье священнослужителя. При церкви, где служил отец, был церковный хор. Нередко ей приходилось петь в церковном хоре: маленькая Феодосия отличалась завидными вокальными данными. Уже тогда в ней отчетливо проявлялась творческая «жилка».
После окончания школы как способной ученице ей дали направление на рабфак в г.Алатырь, чтобы, продолжить образование дальше, но у девушки были совсем другие планы…
Она приехала в Чебоксары, и подала документы в театральный техникум, который успешно окончила в 1932 году. После окончания техникума работала певицей в Чувашском радиокомитете, в Чувашском народном хоре (1933-1934гг.), организованным известной собирательницей и исполнительницей песен народов мира Ирмой Яунзем.
Со временем талантливая девушка почувствовала, что может добиться в творчестве большего, нежели ей позволяют это сделать рамки профессии певицы. То, чем она занималась, конечно, нравилось, но не вдохновляло, не приносило внутренней удовлетворенности. В 1935 году Феодосия Фаяльская уходит из радиокомитета в ТЮЗ. Актерское творчество ей было ближе, об этом она мечтала совсем юной девочкой. К сожалению, нет точных сведений о количестве ролей и спектаклей с ее участием. Но то, что играла Феодосия Захаровна ярко, талантливо, как на родном чувашском языке, так и на русском языке, об этом умолчать нельзя.
Началась Великая Отечественная война (1941-1945гг.). Мужчины-актеры уходили на фронт. Театр на какое-то время закрылся. Феодосия Захаровна устроилась работать в один из колхозов Чебоксарского района: надо было кормить семью, но о творчестве не забывала ни на минуту.
В начале 1944 года в Чебоксары приехал С.М.Мерзляков – основатель Чувашского государственного театра кукол, его первый директор и художественный руководитель. Шли тяжелые военные годы. Однако, и в военное лихолетье люди не забывали о духовных ценностях. Сергей Макарович сплотил вокруг себя единомышленников. В его квартире стали собираться творческие люди, влюбленные в театральное кукольное искусство. Здесь же репетировали, ставили первые пробные спектакли, изготавливали куклы, декорации.
Прослышав, что Сергей Макарович набирает актерскую группу кукольников, Феодосия Захаровна в 1944 году пришла к Мерзлякову и не обманулась. Театральное кукольное искусство – это тот мир, в котором она органично увидела себя, в котором она, как актриса, смогла реализоваться, найти свое актерское счастье, а зрители и партнеры по сцене увидели в ней замечательную актрису, большого мастера-кукловода.
Среди сыгранных Феодосией Фаяльской спектаклей: «Боевая пионерская» С.Мерзлякова, «Каштанка» по А.Чехову, «Конек-горбунок» по П.Ершову, «Путь к счастью» М.Ухсая, «Дед Щукарь» С.Мерзлякова и другие. Феодосия Захаровна была в первом актерском составе легендарного спектакля «Три подружки» С.Мерзлякова. Премьерой спектакля (15 апреля 1945 года) Чувашский государственный театр кукол начал свой исторический отсчет, это день рождения театра.
Трудовая деятельность Фаяльской Ф.З. в Чувашском театре кукол завершилась в 1951 году, когда театр был официально распущен, хотя отдельные кукольные бригады в республике продолжали работать.
Феодосия Захаровна Фаяльская внесла неоценимый вклад в зарождение национального кукольного искусства в Чувашской Республике. И тем, что сегодня Чувашский государственный театр кукол известен своими успехами в творчестве далеко за пределами республики, немалая заслуга их – наших уважаемых первопроходцев в прекрасном, вечно молодом искусстве театра кукол. С гордостью мы можем сказать, что традиции, заложенные нашими «аксакалами», в числе которых и Феодосия Фаяльская, коллектив чтит, сохраняет и продолжает развивать.
Руководитель литературно-драматургической части Любовь Вдовцева.